avangard-pressa.ru

Реферат Социальная природа сознания. Культура и коммуникации как условия становления развитых форм созна


28. Социальная природа сознания. Культура и коммуникации как условия становления развитых форм сознания. Мышление и язык  Только социальные условия могли сыграть решающую роль в формировании сознания. 1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении. 2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка. 3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывали взаимное влияние.
Решающая роль трудовых операций в формировании сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания
.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикулярными методами сигнализации, но эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или  предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Язык

- это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Таким образом, сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Сознание и культура.

Рассматривая взаимодействие сознания и культуры необходимо отметить два существенных момента: 1. Существование элементов культуры в сознании 2. Роль сознания в формировании культуры. При этом под культурой подразумевается совокупность материальных и духовных ценностей и деятельность по их созданию и воспроизводству. При такой трактовке, культура проникает в сознание индивида через общественное сознание, которое выступает своеобразной духовной культурой народа. Это нравственно- моральные нормы, правовые установления, формы  государственно-политической организации жизни, математические истины и ритуалы, идеи науки и коллективные архетипы. Все эти факты общественного сознания относят к идеальному. Человек оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, к культуре в этом случае сознание есть не что, иное, как аспект культуры, ее определенность, свойство.
Существует множество различных видов культуры, поскольку есть множество видов деятельности (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка, воспитания, общения. Сознание его складывается незаметно и изменяется в ходе жизни. Овладевая существующими в обществе нормами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Культура может существовать в материальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях, орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл, поскольку наполнена идеальностью человеческого сознания. Своей деятельностью, практикой человек создает свое «второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания - т.е. культуру. Формирование сознания тем самым связанно с формированием культуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы, нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новым поколениям. Люди, вступая в общение, в кооперацию в совместном труде закрепляют в сознании как бы план совместных действий. Тем самым сознание выполняет функцию социальной памяти человечества. Оба этих момента есть свидетельство того, что сознание - необходимое условие воспроизводства человеческой культуры. Одним из видов деятельности, является техническая деятельность.  С появлением  компьютерной  техники  и  компьютерной  технологий,  стала
разрабатываться проблема искусственного интеллекта. Знания  человека  и  его
интеллектуальные  способности  стали  предметом  интереса  математических  и
инженерных дисциплин. В центре  внимания  -  символизация  мира  человека  в
информационной  технике.  Инженер  -  «символизируется»   в   компьютере   в
вещественно-энергетическом виде, и на  созданной  базе,  проводит  еще  одну
символизацию - информационную.
   В основе механизма такой символизации находится  факт  подобия  структур
мозга и элементов  ЭВМ  вычисленний  проводимых  в  мозгу  и  в  компьютере.
Область  такого  сходства  сознания  и  компьютера  расширяется.   Компьютер
неспособен оперировать категориями  и  целостными  образами,  чувствовать  ,
творить  ,  понимать  историке-культурный  контекст  явлений.   Но   будущее
принесет новые успехи. Но компьютер  выступает  системой  подобной  человеку
символически.  В  философском  смысле  не  человек  символ  компьютера  ,  а
наоборот, компьютер - символ человека. Сейчас нет оснований утверждать.  Что
эта асимметрия будет нарушена.
   Широкое использование компьютера рационализирует деятельность  человека,
расширяет доступ  к  информации,  способствует  быстрому  росту  компетенции
специалиста экономизирует труд. Это элементы компьютерной культуры . Но  она
(культура)  может  быть  разрушительной  -  изолировать  индивидов,  снижать
интеллект , деманигузировать труд. Вот почему в компьютерной культуре  важна
гуманитария.  этическая  составляющая.  Специфично,  как  и  инженерное,   и
Военное мышление.
     Таким образом:
     1. Сознание - Специфический способ  ориентации  человека  в  окружающем
       мире. продукт общественного развития
     2. Сознание - результат развития материи  ,  производно  от  материи  и
       является атрибутом социальной формы материи -человек
        3. Сознание - субъективный образ объективного мира способ
                   существования идеального состоящий в знании
     4. Сознание - продукт и творец культуры , имеет структуру и функци